МУЗЫКОТЕРАПИЯ и ДЕТИ (new)
Вторник, 16 Октября 2007 г. 07:49 (ссылка)
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис первым в мире обнаружил, что человеческий эмбрион начинает слышать уже на 16-ой неделе – т.е. за 5 месяцев до своего появления на свет. К этому времени слуховой аппарат будущего ребенка уже сформировался (с данного момента развивающийся в утробе матери плод постоянно слышит где-то высоко над собой некий загадочный ропот, словно “глас свыше”, – речь своей матери). /Кстати, исследования этого ученого показали, что плод (и позднее – новорожденный) лучше воспринимает звуки высокой частоты (т.е. тонкий голос матери), чем низкочастотные (глуховатый голос отца)./ А. Томатис впервые в мировой науке провел систематизированные исследования влияния на психику человека (и ребенка – в частности) звуков высокой частоты. Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит, помимо внешних (исходящих извне материнского тела) звуков, массу всевозможных “внутренних” (фоновых) звуков, которые ему после рождения становятся недоступны: звуки работы органов дыхания матери, биение ее сердца, шум от работы внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух (в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные компоненты звука). Для использования своих открытий на практике А. Томатис погружал в ванну с водой защищенные водонепроницаемой пленкой динамики и микрофоны, с помощью которых в водной среде транслировались и одновременно записывались звуки работы внутренних органов женщины. Т.о. он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получившихся записях превалирующая часть спектра звуков лежала выше 8 000 Гц. Когда сделанные таким образом записи давали слушать детям с различными нарушениями развития (аутизм, дислексия, гиперактивность), то позитивные перемены в их поведении и обучении были просто ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории А. Томатиса, пробуждал в подсознании (или даже в сознании) детей чувство самой архаичной связи с матерью. /Такие звуки, по-видимому, затрагивают и пробуждают в слушателях самые древние, первозданные слои человеческой памяти – ощущение природного блаженства в период нахождения в материнской утробе, органического единства (целостности) со своей матерью./
Исследования современных ученых и врачей – последователей открытий А. Томатиса – доказали, что на 5-ом месяце плод в утробе матери не только слышит звуки, но и различает их (причем посредством не только слухового аппарата, но и всей поверхностью кожи). Он уже способен реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему уже нравиться или не нравиться. И через нейроэндокринную систему музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы плода (при этом изменяются частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника). /Основываясь на этих бесспорных научных фактах, врачи и психологи всего мира в последнее время все чаще рекомендуют беременным женщинам слушать именно классическую музыку./
Примечание. Установлено, что при музыкальном стимулировании в головном мозге человека увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов – нервных клеток мозга. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “образование”, обычно характеризуются опережением стандартных темпов своего физического и речевого развития, а также наличием у них повышенных адаптивных способностей. /В ходе целенаправленных научных экспериментов обнаружено, что плод в чреве матери наиболее быстро успокаивается при спокойных мелодиях Моцарта и Вивальди (при проигрывании музыки Бетховена и Брамса, имеющей такой же характер, он почему-то начинает, наоборот, энергично толкаться. Видимо, на этом этапе своей жизни малыш наиболее чувствителен к малейшим нюансам всех внешних звуков (в частности, и музыки) /
Доктор Д. Логан (США) создал специальные бандажи со стереонаушниками для беременных женщин, которые надеваются на живот, чтобы плод в чреве матери мог слышать музыку. По состоянию на 2005 г. уже родились 1 200 малышей, прошедших в период своего внутриутробного развития такой музыкальный курс. У всех из них в стандартных тестах показатели умственного и физического развития в среднем в 4 раза лучше, чем у их “обычных” сверстников. /Замечено, что беременные женщины в результате таких сеансов музыкотерапии (когда звучит классическая музыка для их плода) сами излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств и т.д. То же самое происходит и с плодом./
Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского Центра восстановительного лечения, подтверждает наличие серьезного положительного влияния на беременных именно классической музыки. Под воздействием специально подобранной классической музыки плод в материнской утробе начинает развиваться гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Исследования специалистов Центра М. Лазарева показали, что гармоничная классическая музыка оказывает влияние на весь организм плода (в частности, она благотворно действует на формирование и функционирование его костной структуры, щитовидной железы, “массирует” внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей и стимулируя в них кровообращение). Особенно рекомендуется будущим мамам слушать произведения Моцарта. /Кстати, под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящей матери./
Примечание. В упомянутом московском детском Центре восстановительного лечения, возглавляемом доктором М.Л. Лазаревым, уже на протяжении нескольких лет с большим успехом музыку используют для оздоровления беременных женщин и их будущих детей. /В частности, в Центре успешно лечат у детей бронхо-легочные патологии игрой на флейте (играет сам М.Л. Лазарев) и пением (с участием самих больных). М.Л. Лазарев убежден, что секрет исцеления при этом – в самом процессе творчества, включаясь в который человек может избавиться от любой болезни./
Знаменитый отечественный психоневролог – академик В.М. Бехтерев – еще в начале ХХ в. первым в России стал изучать влияние музыки на детей. Уже в те годы было очевидно, что для детей очень полезны классическая музыка и колыбельные песни. По словам ученого, музыка не только развивает детей, но и оказывает на них общеоздоравливающее действие. В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал очень важную роль именно колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка.
В начале 90-х гг. ХХ в. российские ученые из Института педиатрии РАМН задались целью найти свое научное обоснование музыкотерапии как метода лечения. И самыми первыми их пациентами, получившими лечение музыкой, стали новорожденные дети из отделения недоношенных. Как показал цитохимический анализ, после первого же сеанса музыкотерапии активность ферментов клетки у младенцев заметно повышалась (у детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена). Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, частоту дыхания. И всегда была налицо классическая реакция адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Исследователи включали младенцам просто метроном, тикавший в ритме медленной, спокойной музыки (думали, что они реагируют только на ритм звучащей музыки). Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. /Это – еще одно доказательство пагубного влияния на младенцев (а может, и на людей всех возрастов) поп- и рок-музыки с ярко выраженным пульсирующим ритмом./
В одной из клиник штата Теннесси (США) новорожденные слушают аудиозаписи с музыкой, исполненной на арфе (это и колыбельные, и мелодии из мультфильмов Уолта Диснея, и произведения классической музыки). В результате таких сеансов младенцы становятся спокойнее, лучше спят, охотнее едят и быстрее выздоравливают.
ПОПУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА
Изучение влияния музыки на детский организм и другие эксперименты по способам воздействия на развитие головного мозга у детей, осуществленные к 70-80-ым гг. ХХ в., дали толчок широкому распространению в этот период времени в США идеи т.н. детского детерминизма – теории, согласно которой первые 3 года жизни являются определяющими для формирования умственных способностей ребенка. Родителей учили заботиться об образовании “правильных” нейронных связей в мозге ребенка с его самого раннего возраста. Начало этой кампании положил Роб Рейнер в своей книге под названием “Я ваш ребенок”. Он говорит, что именно в первые 3 года детский мозг образует триллионы синапсов – связей, соединяющих мозговые нервные клетки (нейроны). Следовательно, стимулирующие условия развития в самом раннем детском возрасте и до окончательного формирования мозговых структур, являются судьбоносными для образования синапсов и, тем самым, для формирования умственных, музыкальных, артистических и т.д. способностей. Детский сад – это уже слишком поздно. /Иначе говоря, согласно данной идее, наша судьба зависит от первых 3 лет жизни, когда, предположительно, и образуются нейронные связи в головном мозге. Любая колыбельная песня, гульканье или “ладушки” вызывают электрические импульсы-“вспышки” вдоль нейронных путей, образуя базу (почву) для будущей гениальности, таланта, выдающихся способностей./
Последовательной и детальной критике идеи детского детерминизма как “мифа первых 3-х лет” посвятил свою одноименную с этим определением книгу Джон Бруер – президент Фонда Мак-Доннелли в Сан-Луисе (штат Миссури, США). /Данный Фонд финансирует, в частности, исследования в области нейрологии./ Действительно, младенец рождается с относительно небольшим количеством синапсов (нейронных связей – “цепей”), и их число резко увеличивается примерно до 3-летнего возраста, затем уменьшается и к 4-5 годам стабилизируется, больше уже не меняясь на протяжении всей последующей жизни человека. Эта картина не вызывает разногласий у всех ученых. Но “мифотворцы” настаивают на том, что стимулирование образования синапсов, причем только в период их роста (до 3-4-летнего возраста), закладывает основу интеллектуальных способностей на всю жизнь. Д. Бруер утверждает, что такая “безапелляционная” интерпретация теории развития с научной точки зрения весьма сомнительна. /Кстати, недавно американские нейробиологи сделали открытие, что головной мозг развивается на протяжении всей жизни человека, постоянно образуя новые нейронные клетки и новые связи между ними (синапсы). Именно эта пластичность мозга обеспечивает нам возможность учиться (т.е. интеллектуально совершенствоваться) в любом возрасте на протяжении всей своей жизни./
ОФИЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ БОЛЬНЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ
Примечание. Ниже приводятся официальные результаты проведения в 2005 г. сеансов музыкотерапии в неонатальном центре на базе детской городской больницы № 1 г. Астаны (Казахстан). /Применявшаяся в эксперименте музыкотерапевтическая методика была заимствована из опыта работы Института педиатрии г. Москвы./
Неврологический статус новорожденных оценивался по общему состоянию ребенка, динамике восстановительных рефлексов врожденного автоматизма. Учитывались также жизненно важные параметры: ЧД (частота дыхания), ЧСС (частота сердечных сокращений).
Исследованию подверглись дети с неблагоприятным анте- и интранатальным периодом развития, которым в постнатальном периоде был выставлен диагноз: "перинатальная энцефалопатия" или "родовая травма". Все дети были разделены на 2 группы по 20 человек. 1-ю группу (т.н. опытную группу) составили новорожденные с поражением ЦНС (центральной нервной системы), которые получали сеансы музыкотерапии по 15 минут дважды в день в течение 10 дней подряд. Во 2-й группе были аналогичные младенцы, но без воздействия музыкотерапии (т.н. контрольная группа). Все исследуемые дети также получали традиционную медикаментозную терапию по своему заболеванию.
В ходе исследования общего состояния новорожденных в опытной группе выявлено, что на 3-4-е сутки наблюдения у 50 % детей значительно улучшено общее состояние. В контрольной же группе только на 8-е сутки отмечено улучшение состояния у 40 % детей. В целом состояние детей этой группы стабилизировалось к концу 2-ой недели, а в опытной – к концу 1-ой недели наблюдения. /В частности, в опытной группе у детей быстрее проходили диспепсические расстройства, восстанавливался сон, повышался аппетит. Мамы этих младенцев отмечали улучшение у детей отхождения газов и нормализацию стула. Дети, не получавшие музыкотерапию, не демонстрировали такого улучшения./
Положительное влияние музыки было выявлено и при исследовании рефлексов врожденного автоматизма. Так, рефлексы Робинсона, Галанта, Моро, шаговый рефлекс и рефлекс опоры на момент начала исследования не вызывались более чем у 50 % детей обеих групп. В опытной группе при проведении сеансов музыкотерапии отмечалось восстановление рефлексов в течение 1-ой недели наблюдения практически у всех детей. Рефлекс Робинсона у 13-и детей восстановился на 3-4 сутки исследования, у 6-ти – на 5-е сутки. Рефлекс Моро на 4-е сутки наблюдения воспроизводился уже у 7-и новорожденных, а на 5-е сутки – еще у 4-х детей. В эти же сроки значительно оживились и рефлексы Галанта, опоры, шаговый. /В контрольной группе наблюдалось более медленное восстановление рефлексов врожденного автоматизма. Спинальная группа рефлексов оживлялась у этих детей в основном на 7-8-е сутки наблюдения. Однако эти рефлексы оставались “быстроистощимыми”, а рефлексы опоры, Бауэра, Робинсона, Моро у некоторых детей (10-15
так и не восстановились до конца исследования./
При исследовании жизненно важных показателей установлено, что частота дыхания (ЧД) в контрольной группе в среднем составила 40,2 циклов дыхания в минуту, частота сердечных сокращений (ЧСС) – 140,3 удара в минуту. В опытной группе эти показатели изучались до и после проведения каждого сеанса музыкотерапии. При этом выявлено, что средняя частота дыхания до сеанса музыкотерапии составляла 42 цикла в минуту, а сразу после сеанса – 35,4 цикла в минуту. Кроме того, у 7-и детей после проведения сеансов достоверно снижалась и ЧСС.
Таким образом, изучив влияние музыки на неврологический статус новорожденных, анализ результатов данного эксперимента позволил специалистам сделать следующие выводы:
1. При проведении сеансов музыкотерапии общее состояние новорожденных детей опытной группы нормализуется в среднем в 2 раза быстрее, чем в контрольной группе.
2. Музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей у новорожденных.
3. Музыкотерапия значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма.
4. Применение сеансов музыкотерапии для новорожденных детей способствует нормализации у них частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
В приведенных ниже 2-х сводных таблицах наглядно отражены результаты исследований по рефлексам врожденного автоматизма. /Цифры в клеточках – количество новорожденных, у которых конкретный рефлекс (указан в левом столбике) под действием сеансов музыкотерапии полностью восстановился./
ВНИМАНИЕ!!!
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (будьте внимательны и осторожны!)
• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов./
• Мелодии со словами (песни, арии) влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А “живое” пение действует на них сильнее записанного на диск или кассету вокально-инструментального исполнения.
• Для новорожденных не столь важно, на каком языке поют, поскольку они в первую очередь реагируют на ритм, звуки инструментов и общую гармонию музыкальной композиции. /По наблюдениям ученых и медиков, новорожденные (впрочем, как и дети более старших возрастов), прекрасно слушают гармоничное пение и на иностранных языках./
• Для младенцев с синдромом угнетения (когда они плохо сосут, иногда даже неритмично дышат) полезны классические произведения в темпе allegro и allegro moderato Моцарта, Шуберта, Гайдна и нек.др. Полезны в этом случае и вальсы Чайковского, Вивальди, а также маршевые мелодии.
• Учеными доказано, что новорожденные легко узнают, активнее реагируют и вообще предпочитают именно ту музыку, которую они слышали в период своего пребывания в утробе матери.
____________________________________
ВНИМАНИЕ!!! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму. /Постарайтесь как минимум до достижения Вашим ребенком 12-летнего возраста ОГРАДИТЬ его от использования НАУШНИКОВ!/
____________________________________
ВНИМАНИЕ!!!
МУЗЫКОТЕРАПИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ДЕТЕЙ
(официальная информация от НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических
технологий (г. Москва), возглавляемого С.В. Шушарджаном):
• младенцам с предрасположенностью к судорогам;
• детям в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма;
• детям, больным отитом;
• детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
В любом случае ДО НАЧАЛА каких-либо "музыкотерапевтических мероприятий" ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С УЧАСТКОВЫМ ТЕРАПЕВТОМ и, при необходимости, с другими ВРАЧАМИ-СПЕЦИАЛИСТАМИ Вашей поликлиники!!!
____________________________________
/По материалам моих научных исследований 2005 г.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - УНИВЕРСАЛЬНОЕ МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫХ
Вторник, 16 Октября 2007 г. 06:41 (ссылка)
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Мелодии, тексты, и действия, сохранившиеся и дошедшие до нашего времени в виде фольклора (устного народного творчества), несут в себе глубокие психологические “инструкции”, которые создавались веками, хранились и передавались из поколения в поколение. Прелесть фольклора состоит в том, что он нас учит так, что мы не можем не научиться. Обучение при этом происходит как бы подспудно, незаметно, бессознательно – на уровне подсознания (такой тип обучения в традиционной психологии называется непроизвольным). И это непроизвольное обучение пронизывает все виды русского фольклора: былины, сказки, песни (в т.ч. и колыбельные), потешки, заговоры и т.д.
Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в некотором едином “пра-океане”, едином потоке и ритме дыхания, в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента. У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное (в чем-то даже судьбоносное) значение для детей.
Свет, исходящий от звучания, в частности, русских народных колыбельных песен, делает внутренний и внешний мир человека чище и ярче.
НЕМНОГО ЭТИМОЛОГИИ, ИСТОРИИ, МИСТИКИ И НАУКИ
Cлово “колыбель” этимологически происходит от глаголов “колебать”, “колыхать”, “качать”.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку (в форме квадратной рамы со слабо натянутым на нее холстом, образующим значительное углубление в середине, либо в виде плетеной корзины) или – как исторически более поздний вариант – зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте (к шесту она крепилась с помощью веревок). Снизу, как правило, тоже прикреплялась веревка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. /Т.о. “колыбель” – это обобщенное название всей данной конструкции./
Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.
Примечание. Современные парапсихологи объясняют мистические способности кошек и котов тем, что эти животные питаются негативной энергией (за счет данного качества они “лечат” и энергетику дома (хозяйства), в котором живут сами, и людей – своих хозяев). Именно по этой причине многие народные целители рекомендуют родителям нервных и сверхвозбудимых детей завести кота или кошку, чтобы такой ребенок непременно общался с животным-“лекарем” (гладил, играл, ухаживал за ним), причем как можно больше. Только вот в том месте, где кот (или кошка) сворачивается клубком (любит спать, отдыхать), ни детскую, ни взрослую кровать ставить ни в коем случае нельзя, т.к. данное место является источником отрицательной (негативной) энергии и может стать причиной очень многих заболеваний./
В свете вышеизложенного становится вполне понятным то, почему русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.
Какое же значение имела колыбель для развития младенца, который большую часть времени проводил во сне, просыпаясь только для еды и смены пеленок? Если он учился в колыбели, то чему? Чтобы получить ответы на эти вопросы, для начала следует понять, каким образом движется при ее раскачивании люлька (зыбка). Она совершает плавные и ритмичные движения по направлениям “вверх – вниз”, “вправо – влево”, “назад – вперед”.
Пока все органы чувств новорожденного не разовьются в полной мере, он познает мир, в частности, через прикосновения – посредством т.н. тактильного чувства. Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке (зыбке), пассивно воспринимает рецепторами своей кожи не только “прикосновения” люльки (зыбки) снизу, но и поочередное разнонаправленное ее “прикосновение” во всех направлениях. При этом ребенок ощущает и свое пространственное перемещение по всем доступным люльке (зыбке) направлениям, что также является для него способом познания мира. Таким образом, еще ничего не осознавая, он подсознательно осваивает все 3 вектора нашего трехмерного пространства (длина, высота, ширина). Этим самым ребенок как бы исподволь готовится к тому, что он в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться (т.е. посредством данных гармоничных раскачиваний активно развиваются его координационные способности, пространственное мышление, тренируется вестибулярный аппарат).
Подобно ритму раскачивающейся люльки (зыбки), ритмичное звуковое (речевое) “раскачивание” происходит и во время исполнения колыбельной песни, когда голос совершает движение по звукоряду то вверх, то вниз: “кач-кач-кач”, “баю-баю-бай”, “люли-люли-люли” и т.п.). /Традиционно колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки (зыбки) – в такт друг другу./ Помимо этого размеренность колыбельных песен совпадает (или стремится совпасть) с ритмическим рисунком (частотой) пульса и дыхательных движений, своим гармоничным ритмом оказывая на ребенка мощное успокаивающее и усыпляющее действие.
Примечание. Знаменитый испанский писатель и фольклорист Федерико Гарсиа Лорка справедливо подметил: “Настойчивое, почти навязчивое использование одной и той же ноты [что мы и наблюдаем в большинстве народных колыбельных песен. – Примечание мое. FANCY_men] – эта черта свойственна некоторым формулам заклинаний и даже тем речетативам, которые можно было бы назвать доисторическими”. /Испанский композитор и специалист по песенному фольклору Мануэль де Фалья, в свою очередь, сделал следующий вывод: “Колыбельные – единственный в Европе образец первобытных песен”./
Совершенно очевидно, что слова из популярной в колыбельных песнях строчки припева “баю-баюшки-баю” возникли от устаревшего глагола “баять” (т.е. “говорить”, “рассказывать”). Отсюда же – слова “баян” (“сказитель”, “рассказчик”) и “байка” (“сказка”). /Следует обратить особое внимание на глагол “рассказывать”. Приставки “рас-“, “раз-“ в русском языке имеют значение движения в разные стороны – “разъехаться”, “разбежаться”, “расcыпать”, “расслоить” и т.д. Значит, рассказывая ребенку на сон сказку или напевая колыбельную песню, мы как бы раскрываем перед ним дверь в нее, проводя обучение во сне или в состоянии, близком ко сну. Причем учим совершенно удивительным вещам, которые младенец, по всем меркам, пока вроде бы и не способен осознанно воспринять. Но “работа” идет – на уровне его подсознания./
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА НАРОДНЫХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
Колыбельные песни, которые есть у всех народов мира, являются не просто элементом фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка. Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью (следовательно, они играют значимую роль в развитии у него мышления). Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин утверждает, что существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте (от этого потенциала, в свою очередь, во многом зависит и уровень образования, и социальный статус, и пр.). “Колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. А что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными, и в этом случае высок риск развития психопатологий" (В. Леутин).
От того, какие песни пела ребенку мать и пела ли она их вообще, во многом зависит характер маленького человека, его физическое и душевное здоровье (в т.ч. степень его психологической устойчивости) на протяжении всей его настоящей и будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка (дети, у которых генетическая память не "разбужена", медленнее развиваются и гораздо труднее адаптируются в жизни и в обществе). Авторство данного открытия (о связи музыкально-текстового содержания колыбельных песен с генетической памятью ребенка) принадлежит доктору филологических наук Ирине Карабулатовой (г. Тюмень), долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири.
Примечание. У сибирских народов, по наблюдениям И. Карабулатовой, именно через колыбельные песни идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. /Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создается своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняет сама мать. А потом данная песня всю жизнь служит ему оберегом./ И. Карабулатова при поддержке звукозаписывающей фирмы “SVE-records” (г. Екатеринбург) подготовила и в 2005 г. запустила в широкую продажу компакт-диск с колыбельными песнями народов бывшего СССР. На этом диске с целью достижения максимального релаксационного и психотерапевтического эффектов колыбельные песни записаны на фоне звуков живой природы (шум прибоя, пение птиц, журчание лесного ручья и т.п.). /На этом же диске записаны и некоторые народные заговоры, а также тексты колыбельных песен./ Подготовлен диск и с караоке-версиями этих же народных колыбельных песен (причем “тема” сыграна на национальных музыкальных инструментах того региона, откуда “позаимствована” конкретная колыбельная песня). /В данном проекте И. Карабулатовой – сочетание традиционной культуры баюканья и современной релакс-(транс-)музыкотерапии, что и обуславливает его огромный психотерапевтический эффект./
В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя традиционную народную колыбельную песню со всей искренностью и душевной материнской теплотой, мать психологически как бы кодирует сознание и подсознание сына или дочери на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Посредством этих песен в момент засыпания (в т.н. просоночных состояниях психики, когда доступ к подсознанию значительно облегчается) проис- ходит очень интенсивное опосредованное обучение ребенка всему тому, что его окружает. При этом в детское подсознание буквально “впечатывается” позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни. Данное обстоятельство в значительной мере и обуславливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем. /Именно этим фактором современные ученые объясняют статистику, согласно которой дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни (они в меньшей степени подвержены различным психическим расстройствам), чем те, кто колыбельных не слышал.
Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся как раз в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки, без которых он просто не выживет. /Не случайно основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем./
Чрезвычайно важным фактом является то, что колыбельные песни поет ребенку, как правило, его родная мать, которая (в этом вопросе лингвисты, психологи и этнографы едины) представляет собой для него на данном этапе жизни самую значимую часть мира, И эти мамины песни способны значительно “смягчить” болезненный для детской психики естественный разрыв ребенка в районе 1 года с телом матери (в этот период у малыша появляются первые признаки осознания своего “я”). Согласно точке зрения знаменитого зарубежного психолога Ж. Лакана, именно данный разрыв – источник “психической драмы” (это самые первые в жизни ребенка душевные “ранки”). /Если обратиться к популярной ныне у большинства психоаналитиков США “теории психоанализа самости” Хейнца Кохута, можно понять, что до 2-хлетнего возраста у ребенка отсутствует т.н. стация эдипового комплекса (отец на этой стадии “отсутствует” в числе доминирующих “компонентов” детского мира). Мать в данный период психологически и, отчасти, физиологически (пока кормит грудью) по-прежнему слита с телом ребенка, и граница, разделяющая их в этом плане, еще не проявилась./ И пусть младенцам слова колыбельной песни могут быть пока еще не понятны, но глубочайшие нежность и душевность, вложенные в мелодию, слова, голос, традиционную манеру исполнения, а также сама необычайно тонкая (проникающая прямо в детскую душу и подсознание) энергетика такой песни оказывают на них самое благотворное воздействие.
Примечание. Исполнение для ребенка перед сном колыбельных песен (равно как и чтение сказок), можно считать отправной точкой или даже основой (базой) т.н. гипнопедии – уникального и весьма перспективного направления в современной педагогике и психологии, занимающегося вопросами интеллектуального развития детей в состоянии сна.
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ) И АЛЕКСИТИМИЯ
По мнению многих психологов, самое "безобидное", к чему может привести “замена” колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребенка т.н. синдрома дефицита внимания (СДВ). /Имеется в виду дефицит внимания к ребенку со стороны родителей./ В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей (объективно – по визуально наблюдаемым признакам – СДВ выражается в неспособности концентрировать свое внимание). Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
К счастью, синдром дефицита внимания (СДВ) поддается коррекции, поэтому специалисты и считают его "самым безобидным", в отличие от алекситимии (термин происходит от греческих слов “а” – “отсутствие”, “lexis” – “слово”, “thymos” – “чувство”) – неспособности выражать свои чувства словами. Даже первичная алекситимия – та самая, которая развивается у ребенка из-за отсутствия любви и ласки со стороны матери (не говоря уже о более тяжелой вторичной алекситимии, развивающейся вследствие сильного одномоментного или хронического стресса), – коррекции практически не поддается. /Исследования зарубежных ученых показывают, что от 5 до 25 % взрослого населения Земли имеют те ли иные алекситимические черты (при этом мужчины страдают алекситимией в 7-8 раз чаще, чем женщины). Алекситимические характеристики в структуре личности мужчин в возрасте 42-60 лет повышают риск их преждевременной смерти от разных причин (включая несчастные случаи, насилие и т.п.) в 2-3 раза. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму, наркомании, преступным действиям (в т.ч. физическому насилию). Также алекситимия может служить первопричиной очень многих серьезных психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания и др.)./
“Не существует определенного взгляда на причины возникновения алекситимии. Тем не менее есть научные основания считать, что эмоциональное развитие человека и, соответственно, патология эмоциональности находится в прямой зависимости от характера отношений в системе "мать-ребенок" в раннем детстве” (В. Леутин).
ВОЗДЕЙСТВИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН НА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
В последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных песен как музыкотерапевтическое средство с успехом используются при лечении самых разнообразных психосоматических недугов не только у детей, но и у взрослых. Ученые отмечают, что при этом у слушателей зрелого возраста положительный лечебный эффект наступает весьма быстро. /Колыбельные песни воссоздают мир детства в памяти взрослых людей, способствуя “утилизации” стрессовых ситуаций. К тому же эти песни на подсознательном уровне подбираются к “корням” столь распространенных психических нарушений, как синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия (см. выше), и борются с ними. Т.е. “недополучение” в детском возрасте родительской (особенно материнской) любви, обусловившее развитие этих недугов, в какой-то мере как раз и компенсируется при восприятии колыбельных песен взрослыми слушателями./
Колыбельные песни для всех без исключения возрастных категорий слушателей несут в себе чувство защищенности, уверенности в себе и в близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и со всем окружающим миром.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет.
* * *
Немецкие медики, изучавшие колыбельные песни со своих позиций, утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится в 2 раза.
* * *
Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у кормящих мам, которые поют своим детям колыбельные песни, улучшается лактация (выделение материнского молока), а в дальнейшем устанавливаются более близкие в духовном плане отношения со своими детьми. /К примеру, если мама будет регулярно напевать эти песни недоношенному ребенку, то он гораздо быстрее наберется жизненных сил и “выровняется” в развитии./ У самих матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения (в период внутриутробного развития), снимаются проявления токсикоза, существенно облегчается и течение беременности, и сами роды.
* * *
Недавно ученые из Гетингемского университета (Германия) провели эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность снотворных медикаментов в сравнении с аудиозаписями колыбельных песен. К удивлению ученых мелодии оказались намного действеннее лекарственных препаратов.
* * *
Аудиоматериалы, представленные в уникальном проекте упоминавшейся выше И. Карабулатовой (СD-диск с аудиозаписями народных колыбельных песен) вкупе с авторским научным обоснованием образовательно-культурологического и музыкотерапевтического аспектов “внедрения” данного проекта в детские лечебные учреждения России ужé широко используются в психотерапевтической практике в детской поликлинике 2-ой городской клинической больницы г. Тюмени. Прослушивание представленных на CD-диске аудиозаписей народных колыбельных песен позволило значительно снизить употребление медикаментозных препаратов детьми. /В проекте были интегрированы результаты и лингвистики, и фольклористики, и психологии (музыкальной и возрастной), и психотерапии, и других смежных наук./
* * *
/По материалам моих научных работ 2005 г./